Понятие об этикете.

Цели: сформировать понятия «этикет», рассказать об истории этикета; изучить виды этикета.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3. Заключение:

  • повторение;
  • Д/З

 

Понятия «хорошего» и «плохого» достаточно субъективны. Кто-то желая выразить доброе отношение, похлопает вас по плечу или по колену, а вас это оскорбит; мужчина бросится расцеловывать руку даме, а она сочтет это непристойным. Вот тут и нужны общепринятые, установленные обществом и сложившиеся исторически определенные правила. Такой свод поведения называют ЭТИКЕТОМ.

Многие воспринимают правила поведения как что-то навязчивое или осложняющее нашу жизнь. Напротив, зная как правильно себя вести в разных ситуациях, в разных заведениях и с разными людьми вы становитесь уверенными в себе, ведь вы никогда не поставите себя или окружающих в неловкую ситуацию.

По тому, как человек ведет себя в повседневной жизни, легко определить степень его воспитанности. Благоприятное впечатление можно произвести своим внешним видов, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом, корректным поведением по отношению к старшим, к коллегам по работе, к прохожим на улице, к соседям по дому. О мужчине часто судят по его отношению к женщине. Говорят, что вежливость – это «сумма маленьких жертв», приносимых нами людям, с которыми мы общаемся. Спокойный, выдержанный, корректный, уравновешенный, опрятный человек – разве это не тот, с кем хочется общаться, кого хочется видеть в качестве партнера по бизнесу или спутника жизни? Недаром говорят, что этикет – это роскошь вчера, необходимость сегодня и единственное условие для выживания завтра.

Понятие этикета, как свода правил поведения уходит корнями в глубь веков. Еще в XVIII веке приходившим в королевский дворец на придворные балы вручали небольшие карточки (этикетки), на которых были написаны требования, которым должны были следовать гости. Отсюда и свод правил поведения стал называться этикетом. А вот первым практическим руководством по этикету для русской молодежи был сборник «Юности первое зерцало», в котором были включены, например, такие правила:
- не стоять в шляпе перед родителями,
- идти на шаг позади них,
- не перебивать и не прекословить,
- не высовываться в окно всем телом,
- отбросить вредные привычки: сопеть, чавкать, чесаться, говорить сквозь зубы, плеваться.

Этот сборник воспитывал идеального дворянина, который должен был «владеть русской грамотой, знать иностранные языки, искусство «шпажной битвы», быть «красоглаголевым», уметь вести «добрый разговор»; оспаривать чужое мнение «учтиво, благочинно, вежливо, не перебивая других», быть смелым, отважным; важнейшими качествами считались трудолюбие и послушание – не отцу, а государю».

В настоящее время существует несколько видов этикета:
- повседневный этикет – совокупность правил, традиций и обычаев, соблюдаемых людьми при общении друг с другом;
- придворный (дворцовый) этикет – строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей);
- дипломатический этикет – правило поведения дипломатов, других официальных лиц при контактах на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
- воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манеры поведения военнослужащих как на службе, так и вне ее.

Правилам этикета действительно можно научиться, при этом акцент можно сделать как на получении знаний о «технике» этикета (внешней стороне поведения), так и на усвоении его моральных норм. В современной европейской культуре обучение этикету чаще всего ограничивается усвоением примитивных формулировок типа: «Нужно делать так, потому что по-другому неприлично». Многие справочники по этикету как раз и позволяют познакомиться с такими формулировками. Но нужно помнить о том, что на протяжении одного и того же дня человек меняет множество ролей: он бывает начальником и подчиненным, водителем и пешеходом, мужем и отцом, братом и сыном, продавцом и покупателем. Каждая из этих ролей предполагает свой тип поведения, и каждый раз человек оценивает ситуацию и выбирает стиль поведения. Знание этикета позволяет сделать этот процесс гораздо легче.

Литература:

  1. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001.
  3. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель,  1991..
  4. Энджел Д. Ф. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 2000.