Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Цели: сформировать понятия об аварийно-спасательных и других неотложных работах (АСДНР); изучить классификацию (АСДНР); рассказать за счет чего достигается успешное проведение АСДНР.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3.Заключение:

  • повторение;
  • Д/З

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне ЧС, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся формированиями гражданской обороны с целью:

  • спасения людей и оказания помощи пораженным,
  • локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
  • создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

Для организации более эффективного управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

К аварийно-спасательным работам относят:

  • разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;
  • локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;
  • подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные работы. К ним относятся:

  • прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
  • локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
  • укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как

  • обеззараживание очагов поражения;
  • сбор материальных ценностей;
  • обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;
  • утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

Успешное проведение АСДНР достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления и сил к ведению указанных работ (в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил);
  • приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил, быстрым вводом ее в зоны ЧС;
  • своевременной организацией и непрерывным ведением эффективной разведки зоны ЧС, участков (объектов) работ;
  • непрерывным и твердым управлением, принятием оптимального решения, поддержанием устойчивого взаимодействия и всестороннего обеспечения действий подразделений (формирований) и жизнеобеспечения пострадавших;
  • применением эффективных способов и технологий ведения АСДНР;
  • неуклонным выполнением правил безопасности ведения АСДНР, с учетом характера обстановки, выполняемой задачи и применяемой технологии.
  • Руководство работами по ликвидации ЧС
  • руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (РЛЧС);
  • руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных:
  • законодательством ПМР;
  • планами предупреждения и ликвидации ЧС;
  • назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС;
  • решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством ПМР;
  • никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ЛЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Литература:

1. Белов С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — М.: ВАСОТ. 1993.

2. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992

3. Леонтьева И.Н., Гетия А.Л. Безопасность жизнедеятельности. М.: 1998

4. Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.- М.: ВАСОТ. 1993.

5. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже ХХ1 века / В.И. Осипов // Вестн. РАН. — 2001. — N: 4.