Организация системы Гражданской защиты ПМР

Цели: сформировать понятия о гражданской защите ПМР; изучить основные задачи выполняемые гражданской защитой; рассмотреть общие принципы строительства гражданской защиты; рассмотреть организационную структуру гражданской защиты ПМР; ознакомиться с ролью и местом гражданской защиты в чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2Основная часть:

  • изучение нового материала

3.Заключение:

  • повторение;
  • Д/З

Организация Гражданской Защиты ПМР.

Гражданская зашита (ГЗ) — это составная часть системы общегосударс­твенных мероприятий, осуществляемых для защиты населения, объектов эко­номики и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного време­ни, а также проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в зонах катастрофического затопления, при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах.

Гражданская защита как система защиты населения, объектов экономики и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

До 1987 года в СССР система гражданской обороны была ориентирова­на на чрезвычайные ситуации военного времени.

Но огромные потери, наносимые государству стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, требовали принятия неотложных мер по их лик­видации.

В июле 1987 года руководство страны приняло решение о коренной пе­рестройке системы гражданской обороны, она ориентировалась на чрезвы­чайные ситуации не только военного, но и мирного времени.

Таким же образом определялось предназначение гражданской защиты в Приднестровской Молдавской Республике с момента ее образования в 1990 году.

 

Роль и место гражданской защиты по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Роль и место гражданской защиты определяется ее предназначением, то есть тем, что она осуществляет защиту населения, объектов экономики и территории республики не только в военное, но и в мирное время. В мирное время — это защита от возможных чрезвычайных ситуаций природного про­исхождения, техногенного и социального характера, а в военное время — от средств поражения противника и последствий их применения.

Роль ГЗ с предельной полнотой раскрывается в ее задачах, объем которых в зависимости от условий обстановки может изменяться как по содержанию, так и по способам их выполнения.

Основные задачи, выполняемые гражданской защитой

Главными задачами гражданской защиты республики являются:

а) организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, на­
правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

б) организация защиты населения, объектов экономики и территории при
стихийных бедствиях, авариях, катастрофах в мирное время, а также от опас­
ностей, возникающих при военных действиях.

В соответствии с главными задачами гражданской защиты осущест­вляется ряд мероприятий, из которых основными являются: всеобщее обязательное обучение населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; оповещение населения об опасностях, возни­кающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, а также при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопас­ные районы; защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными, отравляющими веществами (силь­нодействующими, ядовитыми) и бактериальными средствами; предоставле­ние населению убежищ и средств индивидуальной защиты; организация ра­диационной, химической и бактериологической (биологической) разведки и лабораторного контроля; соблюдение режимов работы на объектах экономики и правил поведения населения в зонах радиоактивного, химического и бакте­риологического (биологического) заражения; ликвидация последствий чрез­вычайных ситуаций (проведение аварийно-спасательных работ); санитарная обработка людей, обеззараживание одежды и обуви, техники, территорий и сооружений.

 

Общие принципы строительства гражданской защиты

Гражданская защита ПМР организуется по территориально-производс­твенному принципу. Это означает, что планирование и проведение всех ее ме­роприятий осуществляют высшие и местные органы государственной власти и управления от Кабинета министров в масштабе республики до городских, районных, сельских и поселковых государственных администраций, а также министерства, ведомства и учреждения, организующие производственную и хозяйственную деятельность.

Осуществляют непосредственное руководство ГЗ и несут персональную ответственность за ее состояние главы государственных администраций, мест­ные органы государственной власти, а в министерствах, ведомствах, учрежде­ниях и на объектах экономики — их руководители.

Задачи защиты работающего населения тесно связаны с организацией тру­довой деятельности на объектах экономики. Это положение относится в пол­ной мере и к организациям образования всех типов.

Решение задач по обеспечению устойчивости работы отраслей и объектов экономики как в мирное, так и в военное время по проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения в не меньшей мере связано с условиями хозяйственной деятельности и с конкрет­ными нуждами производства.

Непосредственно из территориально-производственного принципа выте­кает и тесно связанный с ним принцип организации руководства ГЗ, который определяет организационную структуру ее органов управления в строгом со­ответствии с существующей в республике системой органов государственной власти, управления производственной деятельностью и руководством Воору­женными Силами.

Следующий принцип — это максимально полное соответствие ГЗ требо­ваниям как мирного, так и военного времени. Он означает обеспечение посто­янной готовности ГЗ к осуществлению внезапно возникающих задач в самой сложной обстановке. Следовательно, силы ГЗ должны быть постоянно готовы к ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций тех­ногенного характера и опасностей военного времени.

Принцип постоянного учета и творческого применения имеющегося опы­та строительства ГЗ ПМР основывается на следующих факторах:

1)   непосредственное руководство ГЗ возложено на Министерство обороны
ПМР;

2)   ГЗ участвует в защите населения, территории и объектов экономики от
последствий чрезвычайных ситуаций совместно с Вооруженными Силами;

3) в строительстве ГЗ широко используется опыт органов управления рес­публики; теория и практика развития ГЗ строится с учетом применения основных положений военной науки.

Указанные выше принципы являются фундаментом организации ГЗ и ее руководства.

Организационная структура гражданской защиты ПМР

Организационная структура ГЗ принята с учетом государственного уст­ройства республики и обеспечения быстрого и эффективного реагирования всех систем управления государством и экономикой при возникновении чрез­вычайных ситуаций в целях защиты населения от их последствий. Эта струк­тура обеспечивает возможность быстрого приведения гражданской защиты в готовность к управлению ею в сложных условиях обстановки.

Начальником ГЗ и Председателем Государственной комиссии по чрезвы­чайным ситуациям является Президент ПМР.

Общее руководство гражданской защитой осуществляет Кабинет минист­ров, который определяет характер, объем и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач гражданской защиты, и осуществляет функции руководства через Министерство обороны ПМР, другие министерс­тва и ведомства республики.

Непосредственное руководство ГЗ осуществляет Министерство оборо­ны ПМР, которое несет ответственность за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и осуществляет разработку основных направле­ний развития и совершенствования ГЗ с учетом общегосударственных ме­роприятий по укреплению обороноспособности республики, организацию и координацию совместной работы органов управления и гражданской защи­ты, контроль за выполнением задач и помощь территориальным и отраслевым органам управления ГЗ.

Повседневное руководство ГЗ ПМР осуществляет начальник штаба, кото­рый является в то же время и заместителем начальника ГЗ ПМР.

Директивы, приказы, распоряжения и указания начальника штаба ГЗ ПМР по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательны для выполнения всеми начальниками, штабами и службами ГЗ.

Непосредственное руководство осуществляют: в городах и районах рес­публики — главы государственной администрации; в селах — председатели сельских Советов; в министерствах и ведомствах — министры и руководите­ли ведомств; на объектах экономики — их руководители.

Литература:

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: «Дашков и К», 2003.
  2. Гражданская оборона. Учебник для вузов. Под ред. Е.П. Шубина. -М.: Просвещение, 1991.

Гражданская оборона и предупреждение ЧС. /Метод. пособ. М., 2000.