Организация системы Гражданской защиты ПМР
Цели: сформировать понятия о гражданской защите ПМР; изучить основные задачи выполняемые гражданской защитой; рассмотреть общие принципы строительства гражданской защиты; рассмотреть организационную структуру гражданской защиты ПМР; ознакомиться с ролью и местом гражданской защиты в чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.
Место проведения: школьный класс.
Время проведения: 45 мин.
План:
1.Вводная часть:
- орг. момент;
- опрос
2Основная часть:
- изучение нового материала
3.Заключение:
- повторение;
- Д/З
Организация Гражданской Защиты ПМР.
Гражданская зашита (ГЗ) — это составная часть системы общегосударственных мероприятий, осуществляемых для защиты населения, объектов экономики и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в зонах катастрофического затопления, при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах.
Гражданская защита как система защиты населения, объектов экономики и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
До 1987 года в СССР система гражданской обороны была ориентирована на чрезвычайные ситуации военного времени.
Но огромные потери, наносимые государству стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, требовали принятия неотложных мер по их ликвидации.
В июле 1987 года руководство страны приняло решение о коренной перестройке системы гражданской обороны, она ориентировалась на чрезвычайные ситуации не только военного, но и мирного времени.
Таким же образом определялось предназначение гражданской защиты в Приднестровской Молдавской Республике с момента ее образования в 1990 году.
Роль и место гражданской защиты по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Роль и место гражданской защиты определяется ее предназначением, то есть тем, что она осуществляет защиту населения, объектов экономики и территории республики не только в военное, но и в мирное время. В мирное время — это защита от возможных чрезвычайных ситуаций природного происхождения, техногенного и социального характера, а в военное время — от средств поражения противника и последствий их применения.
Роль ГЗ с предельной полнотой раскрывается в ее задачах, объем которых в зависимости от условий обстановки может изменяться как по содержанию, так и по способам их выполнения.
Основные задачи, выполняемые гражданской защитой
Главными задачами гражданской защиты республики являются:
а) организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, на
правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) организация защиты населения, объектов экономики и территории при
стихийных бедствиях, авариях, катастрофах в мирное время, а также от опас
ностей, возникающих при военных действиях.
В соответствии с главными задачами гражданской защиты осуществляется ряд мероприятий, из которых основными являются: всеобщее обязательное обучение населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; оповещение населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными, отравляющими веществами (сильнодействующими, ядовитыми) и бактериальными средствами; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; организация радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки и лабораторного контроля; соблюдение режимов работы на объектах экономики и правил поведения населения в зонах радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (проведение аварийно-спасательных работ); санитарная обработка людей, обеззараживание одежды и обуви, техники, территорий и сооружений.
Общие принципы строительства гражданской защиты
Гражданская защита ПМР организуется по территориально-производственному принципу. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляют высшие и местные органы государственной власти и управления от Кабинета министров в масштабе республики до городских, районных, сельских и поселковых государственных администраций, а также министерства, ведомства и учреждения, организующие производственную и хозяйственную деятельность.
Осуществляют непосредственное руководство ГЗ и несут персональную ответственность за ее состояние главы государственных администраций, местные органы государственной власти, а в министерствах, ведомствах, учреждениях и на объектах экономики — их руководители.
Задачи защиты работающего населения тесно связаны с организацией трудовой деятельности на объектах экономики. Это положение относится в полной мере и к организациям образования всех типов.
Решение задач по обеспечению устойчивости работы отраслей и объектов экономики как в мирное, так и в военное время по проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения в не меньшей мере связано с условиями хозяйственной деятельности и с конкретными нуждами производства.
Непосредственно из территориально-производственного принципа вытекает и тесно связанный с ним принцип организации руководства ГЗ, который определяет организационную структуру ее органов управления в строгом соответствии с существующей в республике системой органов государственной власти, управления производственной деятельностью и руководством Вооруженными Силами.
Следующий принцип — это максимально полное соответствие ГЗ требованиям как мирного, так и военного времени. Он означает обеспечение постоянной готовности ГЗ к осуществлению внезапно возникающих задач в самой сложной обстановке. Следовательно, силы ГЗ должны быть постоянно готовы к ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера и опасностей военного времени.
Принцип постоянного учета и творческого применения имеющегося опыта строительства ГЗ ПМР основывается на следующих факторах:
1) непосредственное руководство ГЗ возложено на Министерство обороны
ПМР;
2) ГЗ участвует в защите населения, территории и объектов экономики от
последствий чрезвычайных ситуаций совместно с Вооруженными Силами;
3) в строительстве ГЗ широко используется опыт органов управления республики; теория и практика развития ГЗ строится с учетом применения основных положений военной науки.
Указанные выше принципы являются фундаментом организации ГЗ и ее руководства.
Организационная структура гражданской защиты ПМР
Организационная структура ГЗ принята с учетом государственного устройства республики и обеспечения быстрого и эффективного реагирования всех систем управления государством и экономикой при возникновении чрезвычайных ситуаций в целях защиты населения от их последствий. Эта структура обеспечивает возможность быстрого приведения гражданской защиты в готовность к управлению ею в сложных условиях обстановки.
Начальником ГЗ и Председателем Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям является Президент ПМР.
Общее руководство гражданской защитой осуществляет Кабинет министров, который определяет характер, объем и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач гражданской защиты, и осуществляет функции руководства через Министерство обороны ПМР, другие министерства и ведомства республики.
Непосредственное руководство ГЗ осуществляет Министерство обороны ПМР, которое несет ответственность за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и осуществляет разработку основных направлений развития и совершенствования ГЗ с учетом общегосударственных мероприятий по укреплению обороноспособности республики, организацию и координацию совместной работы органов управления и гражданской защиты, контроль за выполнением задач и помощь территориальным и отраслевым органам управления ГЗ.
Повседневное руководство ГЗ ПМР осуществляет начальник штаба, который является в то же время и заместителем начальника ГЗ ПМР.
Директивы, приказы, распоряжения и указания начальника штаба ГЗ ПМР по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательны для выполнения всеми начальниками, штабами и службами ГЗ.
Непосредственное руководство осуществляют: в городах и районах республики — главы государственной администрации; в селах — председатели сельских Советов; в министерствах и ведомствах — министры и руководители ведомств; на объектах экономики — их руководители.
Литература:
- Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: «Дашков и К», 2003.
- Гражданская оборона. Учебник для вузов. Под ред. Е.П. Шубина. -М.: Просвещение, 1991.
Гражданская оборона и предупреждение ЧС. /Метод. пособ. М., 2000.