Комплекс неполноценности.

Цели: сформировать понятие «комплекс неполноценность»; изучить проявления комплекса неполноценности и взаимосвязь его с другими комплексами; научить способом борьбы с ним.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3.Заключение:

  • повторение;
  • Д/З
Комплекс неполноценности.

 

Комплекс неполноценности — это совокупность негативно окрашенных представлений о своей физической и психической ущербности перед другими людьми. Формируется комплекс в детстве, под воздействием родительских установок, в результате ошибок, неудач, поражений. В подростковом периоде, когда механизмы самоутверждения являются главенствующими в поведении, этот комплекс окончательно формируется, и принимает одну из форм поведения.Проявление комплекса неполноценности 

В качестве компенсации своего комплекса неполноценности, человек стремится к постоянному превосходству над другими и всячески акцентируется на тех моментах, которые могут это превосходство подчеркнуть. Если сделать анализ поступков людей, поведением которых управляет комплекс неполноценности, то можно отметить их неуверенность в себе и своих действиях, повышенную тревогу и ранимость. Такие люди склонны видеть интриги и насмешки там, где их нет, они также обидчивы и мнительны.

Если смотреть в корень, то самой глубинной эмоцией, на которой строится комплекс, является страх. Дело в том, что страх одно из главенствующих чувств в начале жизни. Младенцу, который не получил во время пищу, кажется что он умрет от голода, его поведением движет страх, заставляя его кричать и плакать. Ребенок растет, и в процессе его роста проявляются моменты слабости, беззащитности, беспомощности, могут возникать ситуации, вследствие которых ребенок разочаровывается в своих силах и у него формируется представление о своей неполноценности. Если еще и родительские установки, полученные в процессе воспитания, подтверждают эту неполноценность и несовершенство, то комплекс становится частью поведения, и преследует человека на протяжении всей жизни.

Если учесть такое свойство страха как генерализация (то есть его рост и всеохватность), то неуверенность в себе переходит во все сферы жизни, появляется чувство интеллектуальной неполноценности. На подсознательном уровне, человек постоянно сравнивает себя с другими и приходит к выводу, что у него все хуже, чем у других. У него меньше знаний, опыта, хуже положение и сложившаяся ситуация и т.д.

Взаимосвязь с другими комплексами

На основании комплекса неполноценности могут формироваться и другие комплексы. Например, комплекс «гадкого утенка», который особенно появляется в период полового созревания, и в дальнейшей жизни может перерасти в постоянное недовольство своей внешность и фигурой. Такие люди стремятся достичь некоего «идеала», будут изводить себя диетами, могут обращаться к пластической хирургии, также на фоне этого комплекса может развиться булимия и анорексия.

Комплекс «неудачника» когда у человека формируется устойчивое представление о своем невезении, все начинания он будет бросать, что называется, на полпути, уверенный в своей неудаче, а в смелых, креативных проектах и вовсе не будет участвовать.

Комплекс «бедняка» чувство собственной неполноценности будет препятствовать человеку, получать достойную оплату своего труда, он будет сравнивать себя с другими специалистами в этой же области и отмечать то, что у них больше навыков или знаний.

Комплекс «страдальца» или комплекс жертвы, когда человек начинает упиваться своей неполноценностью, поведение строится таким образом, чтобы подчеркнуть свою ущербность, неполноценность, неудачливость и невезение.

Существует и обратная сторона медали, когда на основе комплекса неполноценности формируется комплекс «превосходства», когда все поведенческие моменты человека направлены на то, чтобы подчеркнуть свое превосходство над другими. Человек стремится добиться высот, как в материальном плане, так и в плане карьерного роста. Все усилия будут направлены только на то, что бы приобрести новое подтверждение своего превосходства.

Что делать?

Так или иначе, комплекс неполноценности присутствует у большинства людей, формы его проявления могут абсолютно разные и причины его формирования тоже у каждого свои. Однако рецепт «противоядия» один, собственное ощущение неполноценности нужно уважать и ценить, как верного друга, ведь это помощник, который показывает ту сферу, в которой нужно поработать над собой.

Во-первых, цените себя. Начинайте ценить себя, за то, что вы есть, что кому-то хорошо рядом с вами, пусть у вас грудь, не как у Памелы Андерсон и губы не как Анжелины Джоли, зато улыбка или взгляд красивый, это ваша особенность, которой нет у других.

Во-вторых, отмечайте свои успехи. Вы получили образование? Уже отлично, не всем это удается. Не получили образование? Самое время задуматься, чем бы вам хотелось заняться? Вас хвалили когда-нибудь, за что-нибудь? Вспомните все, все свои достижения, успехи, удачи, они обязательно должны быть. Только не впадайте в комплекс, как в яму, крича оттуда «Да меня никто не ценит, да я никому не нужна и т.д.», начинайте реально оценивать происходящее.

В-третьих, возьмите за правило «я — особенная», вы не такая как все, у вас обязательно есть нечто коричневое и сморщенное внутри — изюминка, которая присуща только вам. Прекратите сравнивать себя с другими, в сравнении нужно отталкиваться от себя, прийти к финишу, можно только начав со старта. Недовольны своей фигурой? Пару месяцев работы над прессом, внимательное отношение к питанию — и вы уже стали стройнее и красивее. Недовольны своей внешностью? Измените цвет волос, внесите новшество в макияж — и вы уже совсем другая. Не умели водить автомобиль? Запишитесь на курсы и всего через пару месяцев вы на дороге.

Как известно, жизнь как зебра, то черная полоса, то белая. Взлеты и падения бывают у каждого, неуверенность и страх есть у каждого. Разница только в том, кто как использует свою неполноценность и страх. Пусть это будет ваш основной помощник и двигатель, тот мотив, который вернет вас в нормальное русло течения жизни.

Литература:

1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

2.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/